Я уже упоминал, что музыкальный строй европейской музыки — темперированный. Между любыми двумя соседними ступенями одинаковое расстояние по высоте звука. Такое расстояние называется полутон.
Полутон — самое маленькое возможное расстояние между звуками европейской музыкальной системы.
Целый тон — расстояние, равное двум полутонам, когда между двумя ступенями есть ещё одна.
Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:
Целые тоны, образующиеся между основными ступенями, разделены на полутоны чёрными клавишами. Таким образом, октава звукоряда состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.
Производные ступени звукоряда
Сейчас будет немного сложнее, чем с основными ступенями. Они располагались на белых клавишах, а вот производные могут располагаться на любых клавишах.
Производная ступень звукоряда — звук, получающийся при альтерации основных ступеней.
Альтерация, в свою очередь, это изменение звука. Способы изменения следующие:
- Повышение на полутон
- Повышение на целый тон
- Понижение на полутон
- Понижение на целый тон
Сейчас продемонстрирую на примере. Возьмём ступень Соль и повысим её на полутон:
Производная ступень, которую мы получили, называется Соль♯ (читается Соль-Диез) и находится на чёрной клавише.
Теперь давайте понизим что-нибудь. Например, Ля:
Производная ступень, которую мы получили, называется Ля♭ (читается Ля-Бемоль) и находится на чёрной клавише.
Но вот интересный момент: мы альтерировали две разные ступени, но оказались в одной и той же чёрной клавише! Это вполне допустимое явление, которое называется энгармонизм.
Энгармонизм звуков — это равенство разных по названию ступеней, одинаковых по высоте. Говорят, что две ступени энгармонически равны.
В данных примерах у нас получились ступени Соль♯ и Ля♭, которые являются энгармонически равными. И это не единственный пример энгармонизма.
По этой картинке можно заметить, что многие ступени являются энгармонически равными. В основном, это производные ступени на чёрных клавишах, но бывает и так, что равны между собой основная и производная ступень. Это наблюдается там, где между основными ступенями полутон, соответственно, когда мы альтерируем одну из них на этот самый полутон, мы оказываемся на белой клавише, а не на чёрной. Например, Ми и Фа♭ энгармонически равны.
Как уже упоминалось выше, альтерировать можно и на целый тон (реже встречаются и более дерзкие альтерации, на несколько полутонов или даже целых тонов), Тогда к названию основной ступени будут прибавляться суффиксы Дубль-Диез или Дубль-Бемоль.
(Изображения Дубль-Диеза и Дубль-Бемоля)